Проблема выбора коробки переключения передач перед покупкой автомобиля не так сложна, как может показаться. Здесь определяющими моментами являются два фактора:
- где и как (в каком стиле вождения) планирует ездить автовладелец;
- насколько для него важен вопрос экономии топлива и износа КПП.
Попробуем разобраться, в чем разница между механической и автоматической трансмиссией, чем отличаются вариатор и робот, исходя из принципа их работы.
Механическая коробка передач (МКПП)
Устройство и принцип работы механической коробки довольно прост, за что ее и полюбили многие наши автолюбители. Главных конструктивных составляющих у механической трансмиссии всего три: двигатель, сама коробка с рабочими деталями и узел сцепления, который находится между ними. Он управляется рычагом (педалью) в салоне автомобиля. Если особо не вдаваться в технические нюансы, процесс переключения передач выглядит так: при нажатой педали сцепления двигатель и коробка полностью разъединены. Пока водитель удерживает эту педаль в нажатом положении, ему доступна любая передача. Для этого есть рычаг переключения. Основное преимущество «механики» в этом и состоит – оценив условия движения, водитель сам выбирает нужную скорость.
Автомобиль с механической трансмиссией почти всегда разгоняется быстрее такой же машины с автоматической. По этой причине ручную коробку предпочитают любители активной езды.
Стоит отметить другие, немаловажные плюсы МКПП:
- неприхотливая трансмиссия делает простыми и дешевыми ремонт и техническое обслуживание коробки;
- грамотное вождение на механике (быстрое переключение скоростей, езда на нейтральной передаче) позволяет экономить топливо;
- «механика» надежна в сравнении с другими коробками, она может безотказно проработать больше миллиона километров;
- механическая коробка требует вдвое меньше трансмиссионного масла, чем любая автоматическая;
- можно использовать коробку для торможения двигателем;
- зимой автомобиль с «механикой» легче заводится, не обязательно прогревать мотор;
- у автомобиля с «механикой» нет проблем с буксировкой;
- небольшой вес.
Вместе с тем у МКПП есть свои недостатки:
- «механика» чаще, чем «автомат» нуждается в ремонте;
- машина с «механикой» откатывает назад в момент старта;
- управление машиной создает дискомфорт, особенно в городских условиях, – все время приходится орудовать педалями сцепления и «газа», переключать передачи туда-сюда;
- водители-новички долгое время не могут совладать с рычагом передач и дополнительной педалью, что нередко приводит к перегрузке двигателя и сожженному сцеплению.
Вывод: механическую коробку стоит предпочесть любителям спортивной езды и тем, кому часто доводится ездить за город.

Автоматическая коробка (АКПП)
В автоматической коробке передач узел сцепления заменяет гидротрансформатор. Его работа основана на передаче крутящего момента от двигателя к трансмиссии за счет циркуляции трансмиссионной жидкости. Переключение передач происходит автоматически по команде от блока управления КПП. Электронный блок управления подбирает оптимальный режим движения в зависимости от нагрузки на мотор.
На автомобиле с АКПП не нужно выжимать педаль сцепления и переключать передачи вручную. Машина сама едет, сама переключает передачи. Вождение на автомате сводится к управлению всего двумя педалями: газа и тормоза.
К достоинствам автоматической коробки относим:
- удобное управление;
- надежность двигателя и узлов трансмиссии;
- простоту ремонта.
Что касается ресурсов, то современные АКПП служат долго только в том случае, когда через каждые 50 – 60 тысяч км производится замена масла.
Минусы АКПП:
- коробка рассчитана на длительную, неспешную работу, по динамике уступает МКПП;
- «автомат» имеет низкий КПД, а значит расходует больше топлива;
- высокая стоимость коробки и, в частности, гидротрансформатора, дорогой ремонт;
- задержки при переключении передач;
- требуется прогрев коробки при низких температурах на улице;
- буксировать автомобиль с классическим «автоматом» противопоказано.
Вывод: автомобиль, оснащенный АКПП, – подходящий вариант для начинающих водителей и лучший вариант для езды по городу, особенно в условиях пробок.
Вариатор
Это автоматическая коробка, но в ней отсутствует блок переключения передач. Электронный блок управления самостоятельно подбирает оптимальное передаточное число. Передача крутящего момента осуществляется клиновым ремнем или цепью за счет трения.К преимуществам вариатора отнесем:
- плавность хода машины;
- разгон без задержек, откат машины назад исключен;
- небольшой расход топлива по сравнению с обычной АКПП.
Недостатками являются:
- высокий уровень шума;
- ограничения в передаче крутящего момента, вариатор не тянет моторы большой мощности;
- неприспособленность к буксировке прицепа;
- чрезвычайная дороговизна ремонта;
- недолговечность.
Вывод: вариатор – коробка для неспешной размеренной езды по городу на небольшом автомобиле сегмента В.
Роботизированные коробки передач
Коробка-робот представляет собой обычную механическую коробку, только сцеплением и переключениями управляет электронный блок.
Следует сказать, что в зависимости от конструктивных и функциональных особенностей существует 4 типа коробок-роботов: коробки «сухого» и «мокрого», двойного и одинарного сцепления.
Существенными плюсами роботизированных коробок являются:
- низкая стоимость в сравнении с «автоматом»;
- более низкий расход топлива, чем у автомобилей с «механикой»;
- почти мгновенные переключения – для «роботов» с двойным сцеплением;
- компактность, небольшой вес.
Минусов у этих коробок не меньше, чем плюсов:
- сложность, замысловатость конструкции обуславливает дорогой ремонт;
- рывки и толчки при переключении передач омрачают поездку;
- трансмиссия не терпит резких ускорений, переключиться через несколько передач для мощного ускорения коробка не способна.
Вывод: коробки-роботы больше подходят для экономичной и спокойной езды, для продолжительных поездок на дальние расстояния.
Будем надеяться, что теперь Вы сможете сделать выбор КПП, исходя из собственных приоритетов.