Многие узлы и агрегаты в автомобиле могут принести сюрпризы неожиданно, но есть такие, которые дают «звоночек» автовладельцу. Прежде чем будет заколочен последний гвоздь в крышку гроба сцепления, оно вам столько раз намекнёт, что «приболело». Будьте добры, «пролечите» его вовремя! Ведь сила трения скольжения делает своё дело и изнашивает механизмы. Важно знать: как понять, что пора менять сцепление, чтобы не затянуть с реабилитацией своего «железного коня».
Признаки неисправного сцепления
Вот что должно насторожить водителя при сломанном сцеплении:
- Посторонние шумы под нагрузкой. Если при выжатом сцеплении появились звуки, это «голосит» выжимной подшипник, он изношен и вот-вот развалится. Услышьте его «плач» и «стон», замените этот узел. Обычно, меняют полностью весь комплект. Но, если дисковый механизм пока в «добром здравии», замените лишь выжимной подшипник, он стоит копейки. А стоимость замены сцепления в целом, естественно, будет дороже.
- Проскальзывание сцепления. Когда изнашиваются фрикционные накладки, оно проскальзывает. И каждый раз всё сильнее, и сильнее. Не доводите свой автомобиль до «инвалидности», когда он просто перестанет ехать, придётся добираться до автосервиса на эвакуаторе. Лучше доехать до мастера своим ходом и провести диагностику. Профессионалы знают обо всех «болячках» машин и быстро выявят проблему. А затянете с визитом в сервис, доведёте дело до глобального ремонта, повредите и выжимной подшипник, и первичный вал КПП, и сальники коленвала.
- Движение рывками в начале движения. Тут может быть две беды: или неисправен сам механизм сцепления, или повреждён привод. Те же симптомы у сломанного маховика и тарельчатой пружины, поэтому нужна консультация специалиста.
- Сцепление вжалось «в пол». В этот момент автомобиль не едет, тут вопрос: когда менять сцепление уже не актуален, делать это нужно немедленно. И опять на помощь придёт спаситель-эвакуатор. Тут либо выжимной подшипник «бунтует», его заклинило на втулке, либо тарельчатая пружина «отказывается» давить на диск, так как сломалась «старушка».
- Слышен хруст «французской булки». Если система хрустит во время включения передачи, значит неисправен привод сцепления. Возможно, горе слесарь установил неправильно диск сцепления на вашу «ласточку».
- Проскальзывание в сочетании с «ароматом» горелого масла. От гари масел диск сцепления навряд ли очистят, его заменяют. После замены сцепления герметичность восстановится и о проблеме можно забыть.
Как проверить состояние сцепления
Можно провести тесты самостоятельно:
- ТЕСТ №1. Разгоняетесь до 60 км/ч и переключаетесь на 4 передачу. Затем замедлите движение и сбросьте 20 км/ч, не выжимая сцепления. Стрелочки спидометра и тахометра побежали вверх дружно вместе – всё норм, если стрелка тахометра обгоняет тормозную подружку на спидометре – сильный износ.
- ТЕСТ №2. Выжимаете ручник, стоя на месте. Следом – давите в пол на сцепление и включаете 4 передачу. Потом плавненько отпускаете педальку сцепления, одновременно выжимая газ. Если движок заглох – хороший знак, всё ОК, но если он работает как ни в чём не бывало – износ «на лицо».